Промучившись со старшей дочерью два года начальных классов с учительницей, которая совсем не подходила на роль «первой», стала в срочном порядке искать замену. Ведь нас совсем не устраивало, что наш еще такой несформировавшийся стержень собираются ломать и вытачивать новый. Новый – одинаковый, этакие буратины, поленья. Вот почему принято обращаться к детям по фамилиям?  А красование собой, а проведение ненужных собраний, на которых родителям сообщается о главной мечте учителя – аквариуме. Дети как бы есть и этого, пожалуй, достаточно. Зачем думать о том, что из них может вырасти, какие удобрения им нужны и какие химикаты они успели в себя впитать. Где педагогическая ответственность? О качестве даваемых знаний распространяться не буду. Пусть это будет ценность номер два. Заменить первую не может.

«- какую ошибку допустила Алина? – спросила она…

- Нам задавали нарисовать одну неваляшку, а она нарисовала трех!...»

В общем, за неделю до окончания лета мы совсем не торжественно перевелись в другое учебное заведение. С собой прихватили что-то вроде благословений и пару мешков обид и сарказма. Отдельная тема, почему люди не умеют отпускать.

Почему я это вспомнила когда дочь благополучно учится в пятом классе, в школу ходит, как на праздник, свою первую (вторую) учительницу обожает, думаю, будет вспоминать и искать своим детям такую же. А потому что прочитала дивную книгу про детей, учителей и педагогику, как огромный душевно изматывающий труд. Про переживания учителей, про ответственность за те самые стержни, про сложный запутанный детский мир.

«… Еще чуть-чуть, и я кого-нибудь тресну. Какого-нибудь ребеночка. Может быть, даже не одного, а сразу нескольких…

…В общем, добрые дела надо как-то специально придумывать. Это не просто. И нет времени. До конца учебного года четыре месяца».

Книга составляет из себя смешение повествований и временных отрезков, то от имени ученицы, то от имени Марсем – учительницы. Порой линии сюжетов сводятся в одну. И это верно. Ведь из поколения в поколения нас преследуют одни и те же сюжеты. Все разные. И все на одной подошве. Непонимания поколений, отсутствия мам, пап, обиды на друзей и взросление.

Как-то в период взросления я дала клятву никогда не забывать себя. Это не легко. Ведь дети только и ждут как повзрослеют и станут такими важными и всесильными. Зачем им помнить о своих переживаниях и моментах, когда им было особенно тяжело. Помнить «как он (ребенок) сложно устроен, как спутаны в нем хорошее и дурное. О том, как невероятно далек мир детства от мира взрослых». Марсем не забыла себя и не побоялась рассказать о своем детстве. Вспоминала себя и становилась ближе к своим детям.

«В индивидууме десяти лет от роду вдруг возникают завихряющиеся энергетические потоки…

… Речь идет о том, что ты про себя в это время помнишь. Если что-то помнишь, есть надежда понять других существ близкого возраста.

В моей личной жизни заря ПУБЕРТАТА была очень даже вдохновляющей...»

 

Хоть книга и не большая, «проглотить» я ее не смогла. Читала тихо, медленно, постоянно закрывая страницы и устремляя взор в себя. Такой отклик на содержание книги очень ценен.