«Загвоздка вселенной»

Сознание является одним из базовых понятий философии, психологии, социологии и политологии.

Но, что такое сознание, есть ли оно у животных и как оно «работает»? Это одна из самых больших тем в современной науке: ученые исследуют «устройство» мозга и размышляют над дуализмом Декарта в отдельной дисциплине - философия сознания.

Рассмотрим понятие сознание по пути «наименьшего сопротивления», а именно с материалистичной точки, глазами нейрофизиологии:

Нейрофизиологи различают два аспекта сознания. Прежде всего, мы осознаем наше собственное окружение. Строительные элементы для этого существуют в каждом живом организме. Даже одноклеточные организмы приближаются к пище и отдаляются от ядовитых веществ и таким образом знают, что происходит в их непосредственном окружении. Но, разумеется, здесь и речи не может быть о какой-либо степени сознания, как мы его понимаем. На втором месте находится самосознание, присущее, безусловно, не единственно человеку; Некоторые структуры мозга имеют ключевое значение для сознания. Это кора больших полушарий, таламус и функциональные связи между этими областями мозга.

Сознание – некое новое свойство, возникающее из совместной работы некоторых областей мозга, посредством устанавливаемых функциональных связей.

Сознание, присущее человеку, рассматривается нейрофизиологами, как высшие ступени лестницы эволюции. Основную роль в развитии сознания отводят на социальное становление, а именно  когда значение осознания себя и своего окружения выражается, прежде всего, в социальном взаимодействии, когда мы воспринимаем и затем интерпретируем свое положение по отношению к другим и учимся на ошибках. И это перекликается с позицией отечественной психологии:

«Сознание предполагает возможность индивида выделить себя из природы и осознать свое отношение к природе, к другим людям и к самому себе» - С.Л. Рубинштейн

Субъект которой способен, выходя за пределы своего собственного одиночного существования, отдавать отчет о своем отношении к миру, к другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям, нести ответственность за содеянное, ставить перед собой задачи и, не ограничиваясь приспособлением к наличным условиям жизни, изменять мир, – словом, жить так, как живет человек и никто другой.

Сознание всегда предполагает познавательное отношение к предмету, находящемуся вне сознания. Возникновение сознания как специфически человеческого способа отражения действительности неразрывно связано с языком: язык – необходимое условие возникновения сознания. Осознавать – значит отражать объективную реальность посредством объективированных в слове общественно выработанных обобщенных значений. Только включаясь в эти связи, а не сам по себе, язык и обретает свое необходимое значение для сознания.

схема 1

Деятельность и сознание образуют органическое целое – единство. Движимый каким-нибудь влечением, человек будет действовать иначе, когда он осознает его. Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания; деятельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды; В ходе деятельности действие осознается, когда частичный результат, который им достигается, превращается в прямую цель субъекта, и перестает осознаваться, когда цель переносится дальше.

Сознание, будучи предпосылкой деятельности, вместе с тем и ее результат.

Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему. Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного переживания. Каждое самое простое человеческое действие – реальное физическое действие человека – является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим. Жизнью подлинных больших переживаний живет только тот, кто занят непосредственно не своими переживаниями, а реальными, жизненно значимыми делами, – и обратно – подлинные, сколько-нибудь значимые в жизни человека деяния всегда исходят из переживания. Когда специально ищут переживание, находят пустоту. Но пусть человек отдастся действию – глубокому, жизненному – и переживания нахлынут на него. Переживание рождается из поступков, в которых завязываются и развязываются отношения между людьми, – как и самые поступки, особенно такие, которые становятся существенными обстоятельствами в жизни человека, рождаются из переживаний. Переживание – и результат и предпосылка действия, внешнего или внутреннего. Взаимопроникая и питая друг друга, они образуют подлинное единство, две друг в друга взаимопереходящие стороны единого целого – жизни и деятельности человека.

Данный взгляд Сергея Леонидовича напомнил работу современного психолога Михайя Чиксентмихайи – «Поток», где сознание представляется «целесообразной упорядоченной информацией», в которой объединяются все виды переживаний.

Считается, что нормальным состоянием сознания является хаус, защитными реакциями от оного культуры вырабатывают такие механизмы, как религия, искусство, философия и бытовой комфорт. Однако стоит отметить тысячелетия эволюции нервной системы и приобретенную способность человека влиять на собственные состояния. «Человек может сделать себя счастливым или несчастным вне зависимости от того, что в действительности происходит «снаружи», просто изменяя содержание своего сознания».

Современная психология предлагает учиться контролировать свое сознание через развитие физиологических и сенсорных навыков – атлетика, музыка, йога, а так же  развивать способности оперировать символами: поэзия, философия, математика.

Психологический подход к проблеме сознания исключает возможность рассматривать сознание лишь как некое готовое образование. В психологическом плане сознание выступает реально, прежде всего, как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя. Центральной психологической проблемой при этом остается процесс осознания человеком мира.